Как гласит известная русская пословица, хорошее начало - полдела откачало. Есть ещё латинская пословица «Omnia principium difficile», в переводе на русский - «Всякое начало трудно». Оба этих крылатых выражения как нельзя лучше отражают суть нашей работы. А что в нашей работе является началом? Правильно! СЦЕ-НА-РИЙ! Без хорошего сценария не имеет смысла приступать к непосредственной озвучке и дальнейшей звукорежиссуре. Это как при наступательной операции: сначала подробная рекогносцировка, затем тщательная артподготовка, и только потом полноценная наземная операция. Но мы не на войне! Впрочем, без боевых действий не обойтись, когда какой-либо «гениальный» менеджер под видом сценария присылает нам не менее «гениальный» текст в виде набора графических символов с претензией на наличие смысла. Это настоящая катастрофа. Почему же так? Дело в том, что качество сценария – это количество и качество нашей работы. Чем лучше сценарий – тем проще работа и тем её меньше. Зачастую нам в производство кидают просто текст без указаний на значимые детали, нюансы и т.д. Видимо, верят в то, что мы, как специалисты, по совместительству ещё и экстрасенсы и всё должны угадать. Вот так и угадываем. Иногда раза с десятого попадаем. В результате имеем несколько дней потерянного времени, несколько запоротых небесплатных начиток и миллиарды убитых нервных клеток. Оно нам надо? То-то!

Итак, сценарий. Что же это за зверь и с чем его едят?

Сценарий – это сопроводительный документ по конкретному рекламному аудио- или видеоролику, где указываются абсолютно все подробности того, ЧТО хочет услышать заказчик. Основные требования к сценарию:

  • Текст на русском языке, исполненный грамотно и профессионально, со всеми знаками препинания, с расстановкой ударЕний в именАх сОбственных и проблЕмных словАх, с корректной расшифровкой аббревиатур, с понятной трактовкой чисел, телефонных номеров, адресов вэб-сайтов и электронной почты, без орфографических, синтаксических, грамматических, стилистических и иных ошибок.
  • Точные указания на голос, предполагаемый для озвучания текста – пол, диапазон, возраст, темперамент, скорость, настроение и так далее.
  • Музыкальное сопровождение – стиль, направление, темп, настроение и др.
  • Спецэффекты звуковые – какие именно и в каком месте они должны звучать.
  • Если имеется в наличии, предоставить ролик для образца – послушать, на что ориентироваться и от чего плясать.
  • Внятные комментарии – чем больше, тем лучше; кашу маслом не испортишь.

При наличии такой раскладки вероятность производства успешного ролика составляет 95-99.9%. Однако даже при наличии идеального сценария бывают определённые нестыковки. Во-первых, работа творческая и подвержена изрядной доле субъективизма со стороны заказчиков, которые далеко не всегда способны понять и оценить те или иные авторские ходы. Во-вторых, некоторые клиенты, уже будучи более или менее успешными бизнесменами, иногда считают себя бОльшими специалистами в лингвистике, психологии, звукорежиссуре и прочих смежных дисциплинах, нежели работники рекламного цеха. И кроме того, зачастую успешность рекламного продукта оценивается ими не с точки зрения его эффективности, а личными ощущениями серии «нравится/не нравится». На это мы скажем: ролик должен нравиться прежде всего тому, на кого он рассчитан. То есть потенциальному потребителю товаров или услуг. И только потом – заказчику. Просьба это учитывать. А также просим Вас нам доверять. И – писать только хорошие сценарии. Удачи!